ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ НА ИЗМЕНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СПОРТСМЕНА-ЛЕГКОАТЛЕТА

Авторы статьи 
Инструктор-методист МАУ "Спортклуб "Кашира" им. Н.П. Елисеева",  Котова Марина Павловна,
КМС по легкой атлетике, ученик 10 класса "А" МБОУ "СОШ №4" , Афонин Илья

На сегодняшний день в жизни человека важную роль играет спорт. Кто-то занимается для себя, для кого-то спорт - это вовсе хобби, а кто-то посвящает спорту всю свою жизни и пытается достичь высоких результатов, работая и работая, у кого-то получается все сразу, но есть люди, которые ищут все воможности, совершенствую результат. На результативность спортсмена влияет не только физическая подготовка, а также и тренировочный процесс в целом, но важную роль играют и внешние факторы окружающей среды . Для достижения высоких результатов спортсмены (нашем случае легкоатлеты) тренируются в особенных условиях, которые повышают результативность, об этом мы поговорим в основной части статьи. Из выше сказаного можно понять, что в примере будет рассматриваться такой вид спорта, как легкая атлетика. В статье поставлены несколько вопросов,  на которые мы должны будем обязательно ответить, а именно:

1) Что такое спорт?

2) Что такое легкая атлетика?

3)   Кто такие марафонцы?

4) Что такое внешние факторы?

5) Какую пользу или вред несут внешние факторы на результативность спортсмена ?

6) Что также может повлиять на результат, кроме внешних факторов?

 В современных системах физического воспитания всё более видное место занимает спорт. Это объясняется рядом причин, прежде всего, особой действенностью спорта, как средства и метода физического воспитания, его популярностью, широчайшим развитием в последние десятилетие международных спортивных связей, неуклонно возрастающей общекультурной и престижной значимостью спорта в современном мире. В качестве продукта общественного развития он составляет органическую часть культуры общества и в зависимости от конкретных социальных условий приобретает различные черты и формы. 

Ядро спорта, основу его особенностей составляет специфическая соревновательная деятельность, т.е. деятельность, характерной формой которой является система состязаний, исторически сложившаяся преимущественно в области физической культуры общества как особая сфера выявления, развития и унифицированного сравнения человеческих возможностей (сил, способностей, умения рационально пользоваться ими). В отличие от других форм деятельности, включающих соревнование лишь как один из своих моментов или методов (в сфере производства, искусства и т.д.),  соревновательная деятельность в спорте строиться, прежде всего, по логике состязания, в форме состязания. При этом её характеризует особый тип отношений соперничества, свободный в принципе от антагонизма, чёткая регламентация взаимодействий соревнующихся, а также унификация состава действий, условий их выполнения и способов оценки достижений по установленным правилам,

которые в настоящее время приобрели значение международных или относительно локальных, но достаточно широко признанных норм состязания.

Непосредственная цель соревновательной деятельности в спорте - достижение возможно высокого результата, выраженного в условных показателях победы над соперником либо в иных показателях, принимаемых условно за критерий достижения. Но её суть никогда не сводится к достижению лишь чисто спортивных результатов. Как деятельность, воздействующая на самого человека, и как сфера своеобразных межчеловеческих контактов, она имеет и более глубокий смысл, обусловленный, в конечном счете, совокупностью основных общественных отношений, в которые она включена и которые определяют её социальную направленность в конкретных условиях того или иного общества. В своём жизненном воплощении спорт - это и неуклонное стремление человека к расширению «границ» своих возможностей, реализуемое через специальную подготовку и систематическое участие в состязаниях, связанных с преодолением возрастающих трудностей, и целый мир эмоций, продолжаемых успехами и неудачами на этом пути, и сложный комплекс межчеловеческих отношений, и популярнейшее зрелище, и одно из наиболее массовых социальных движений современности, и многое другое. Спорт, таким образом, - многогранное общественное явление. В процессе своего исторического развития он занял видное место, как в физической, так и в духовной культуре общества, причем его социальная значимость продолжает возрастать. 

Исходя из сказанного выше, спорт - деятельность, специфической формой которой является система соревнований, исторически сложившаяся в области физической культуры как специальная форма выявления и унифицированного сравнения человеческих возможностей.

Однако спорт нельзя сводить только к соревновательной деятельности, он имеет и более глубокий смысл. Это обусловлено социальной сущностью и назначением спорта в нашем обществе.

Достижение высоких спортивных результатов невозможно без достаточно хорошо отлаженной системы подготовки спортсмена, осуществляемой в сфере многообразных межчеловеческих контактов, которые складываются между тренерами, спортсменами и судьями, организаторами, зрителями и т.п. Они осуществляются на разных уровнях, начиная от спортивного коллектива и кончая соревнованиями различного международного уровня. 

Таким образом, специальная подготовка к ней, специфические межчеловеческие отношения и установления в сфере этой деятельности, её общественно значимые результаты, взятые в целом. Социальная ценность спорта заключается более всего в том, что он представляет собой совокупность наиболее действенных средств и методов физического воспитания, одну из основных форм подготовки человека к трудовой и другим общественно необходимым видам деятельности, а наряду с этим - и одно из важных средств этического и эстетического воспитания, удовлетворения духовных запросов общества, упрочнения и расширения интернациональных связей, способствующих взаимопониманию, сотрудничеству и дружбе между народами. 

Особая действенность спорта как средства и метода физического воспитания обусловлена соревновательным характером спортивной деятельности, присущей ей направленностью к возможно высоким результатам и объективными закономерностями их достижения в процессе специальной подготовки (необходимость углубленной специализации, связанных с использованием функциональных нагрузок, возрастающих вплоть до предельных и др.), а также особенностями организации и стимулированием спорта в обществе (специфическая система поощрения за спортивные достижения). В силу этого спорт по сравнению с другими средствами и методами физического воспитания позволяет обеспечить наивысшую степень специализированного развития определенных способностей, умений и навыков.

В интересах конкретизации представлений о соотношении физического воспитания и спорта важно наряду с изложенным учитывать, что спорт не сводится лишь к физическому воспитанию. Как уже отмечалось, он многогранное общественное явление, имеющее самостоятельное общекультурное, педагогическое, эстетическое, престижное и другие значение. В особой мере это относится к спорту высших достижений (так называемому “большому спорту”). Кроме того, ряд видов спорта вообще не является действенным средством физического воспитания или имеет к нему косвенное отношение (шахматный, авиамодельный спорт и некоторые другие виды спорта, прямо не связанные с высокоактивной двигательной активностью).

С другой стороны, физическое воспитание не может ограничиваться спортом. Те же самые особенности, какие придают действенность спорту, не позволяет рассматривать его как универсальное средство физического воспитания. В связи с повышенным, нередко предельными требованиями к функциональным возможностям организма и прочими специфическими особенностями спортивной деятельности включение последней в педагогический процесс лимитируется определенным возрастом, состоянием здоровья и уровнем предварительной подготовленности воспитуемых. Система физического воспитания включает в себя кроме спорта и другие средства, предоставляющие возможности для менее “острого”, более регулируемого и избирательного воздействия (строго регламентированные физические упражнения, относящиеся к основной гимнастике, относительно простые подвижные игры, регламентированный туризм и др.). С началом специализированных занятий спортом процесс физического воспитания приобретает ряд особенностей, характеризующих его как процесс спортивной тренировки. Наряду с широкой общей физической подготовкой и профессионально прикладными формами физической подготовки спортивная тренировка относится к числу основных направлений системы физического воспитания. Лёгкая атлетика – это совокупность нескольких видов спорта, включающая в себя такие дисциплины, как беговые виды, спортивная ходьба, технические виды (прыжки и метания), многоборья, пробеги (бег по шоссе) и кроссы (бег по пересечённой местности). Один из основных и наиболее массовых видов спорта. 

Рассмотрим с вами марафонцев.

Марафонец - это бегун, специализирующийся в беге на 42км 195 метров

Искандер Ядгаров - лучший марафонец в России( моё личное мнение) сейчас находится на тренировочном сборе в Кении,  он там живёт и тренируется, выполняя сложные беговые работы, одновременно готовясь в "Чемпионату России по марафону". Личный рекорд спортсмена 2:16.06.

Элиот Кипчоге - лучший марафонец в мире, который на протяжении всей своей жизни живет в Кении. Личный результат спортсмена, а также принадлежащий ему мировой рекорд 1:59:40. Почему же такая разница во времени, в этом и попробуем разобраться. Элиот всегда жил в Кении, а Искандер в России, сейчас вы скажете, что результаты хуже у Искандера из-за расовых характеристик, да, они играют роль, но незначительную. Дело в расположении страны. Россия находится 600 м над уровнем моря, а Кения в свою очередь 2100 м над уровнем море. Чем выше над уровнем моря, тем более разряженным становится воздух, то есть тем реже в нем встречаются молекулы кислорода. Организм может привыкнуть к разряженному воздуху, но для этого ему нужно время. Правда, долго дышать разряженным воздухом может быть опасно для организма, из-за нехватки кислорода возможны изменения в организме. То есть Кипчоге, спускаясь с таких высот, например до 600-700, становится намного легче ,нежели, Искандеру, постоянно бегая в этих высота, идет привыкание организма и ничего не меняется. Средняя температура в течение года в России 12° по цельсии, а Кения 25° по цельсии, то есть Кипчоге круглый год может бегать в тепле, а Искандер-нет, зная суровые зимы в России. Это влияние высоких и низких температур воздуха. Для нормального функционирования организма требуется сохранение температуры тела в пределах 36 градусов. Этот температурный оптимум поддерживается с помощью механизмов теплорегуляции (теплоотдачи и теплообразования), которые, однако, при высокой температуре наружного воздуха не могут сохранить температуру тела в необходимых пределах. В результате возникает перегревание как медленно развивающееся состояние, и тепловой удар как остро возникающий процесс, обусловленный высокой температурой и влажностью воздуха. Также на результат влияет влажность и давление, но не так сильно. Внешние (Абиотические) факторы- это прямо или косвенно действующие на организм факторы неживой природы - свет, температура, влажность, химический состав воздушной, водной и почвенной среды и др. (т. е. свойства среды, возникновение и воздействие которых прямо не зависит от деятельности живых организмов). Результативность занятия спортом зависит от процесса взаимодействия спортсмена и тренера, с одной стороны, а с другой - с внешними факторами среды: температурой и влажностью воздуха, шумом, зрительными, слуховыми и тактильными раздражителями, исходящими от партнеров по команде, противника, зрителей. Воздействуя на человека, эти факторы заставляют его реагировать на них, т. е. управляют его поведением, поступками, действиями, вызывают изменение состояния.

Исходя из этого,  мы делаем выводы, что внешние факторы непосредственно связаны с повышением результативности спортсмена во время тренировочного процесса, это видно благодаря сравнению двух марафонцев, кто в каких условиях тренируется. Также мы смогли ответить на все поставленные вопросы и поняли, что спортсмены готовы на все, чтобы показывать высокие результаты и ищут все возможные пути.


100 лет - Минспорт России
Спорт Подмосковье
Путеводитель по Московской области
Министерство физической культуры и спорта Московской области
Министерство спорта Российской Федерации